Эхо великой победы
В годы Великой Отечественной войны советский народ совершил незабываемый подвиг, который вписан в историю и никогда не забудется. Красная армия смогла защитить честь, свободу и независимость своей Родины.
Война оставила глубокий след в истории советского народа, затронув все аспекты жизни. Одним из самых важных процессов того времени стало перемещение промышленных предприятий в восточные регионы СССР.
![]() |
https://www.prlib.ru/news/1305280 |
Эвакуация предприятий – это процесс перемещения производственных мощностей из западных регионов Советского Союза, охваченных боевыми действиями, в более безопасные восточные районы страны. Это действие было итогом необходимости сохранить стратегически важные отрасли экономики, которые могли бы поддержать фронт и население в условиях войны.
Промышленные предприятия, на которых работали многие семьи, были зачастую основой их благосостояния. Перемещение таких предприятий не только спасло производство, но и дало возможность рабочим сохранить рабочие места, а в ряде случаев – найти новые.
Масштаб и значимость эвакуации
Эвакуация, осуществляемая в Советском Союзе, представляла собой крупнейшую операцию по перемещению населения, промышленных предприятий, сельхозтехники, культурных и научных учреждений, запасов продовольствия, сырья и другого имущества. Эта операция имела беспрецедентные масштабы и сроки проведения, став важным элементом стратегии победы в войне.
Сегодня, говоря об эвакуации промышленности, важно отметить, что данная тема остается недостаточно изученной в научной литературе как в советский, так и в современный российский периоды. Несмотря на признание мировым сообществом уникальности и значимости данной акции, отечественная историография пока оставляет этот аспект исследования далеко не исчерпанным.
Английский журналист Александр Верт, работавший в СССР в качестве корреспондента BBC и газеты The Sunday Times, выразил глубокое восхищение теми условиями, в которых проводились мероприятия по эвакуации: «Это прежде всего повесть о невероятной человеческой стойкости».
![]() |
https://www.prlib.ru/news/1305280 |
Советская историческая наука традиционно подчеркивает роль эвакуации как успеха социалистической системы, демонстрируя превосходство над капиталистической моделью развития. Важность эвакуации заключалась не только в обеспечении бесперебойной работы военной экономики, но и в сохранении национального культурного наследия и человеческих жизней.
Организационные аспекты эвакуации
Несмотря на жесткие временные рамки и тяжелые условия, советское руководство сумело организовать один из крупнейших процессов миграции и переноса производств в истории человечества. Многие предприятия начали функционировать вновь спустя несколько недель после приезда на новое место, обеспечивая потребности фронта и армии необходимым вооружением и материалами.
Таким образом, эвакуация промышленности СССР в годы Великой Отечественной войны – это яркий пример мобилизации всех ресурсов государства ради достижения общей цели. Трудовой подвиг советских людей и организованность власти сделали возможным успешное преодоление кризиса и заложили основу для дальнейшего роста военной мощи и последующего окончания войны победой.
24 июня постановлением ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР «для руководства эвакуацией населения, учреждений, военных и иных грузов, оборудования предприятий и других ценностей» при СНК был создан Совет по эвакуации. Его первым руководителем был назначен нарком путей сообщения Лазарь Каганович.
![]() |
Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О создании Совета по эвакуации» 24 июня 1941 г. https://www.prlib.ru/item/1761999#v=d&z=2&n=5&i=15391433_doc1.tiff&y=349... |
Как вспоминал в своих мемуарах тогдашний председатель комитета продовольственно-вещевого снабжения РККА Анастас Микоян: «Тогда считалось, что Наркомат путей сообщения должен играть главную роль в вопросах эвакуации. Объем же эвакуации из-за ухудшения военной обстановки расширялся. Все подряд эвакуировать было невозможно. Не хватало ни времени, ни транспорта. Уже к началу июля 1941 года стало ясно, что Каганович не может обеспечить четкую и оперативную работу Совета по эвакуации».
У растерявшегося наркома не получилось организовать нормальную эвакуацию ни из Белоруссии, ни из Прибалтики. Немцы стремительно наступали в полосе группы армий «Центр», бомбя пути отступления РККА. Войска теряли управление, предприятия – руководство. 3 июля главой совета назначен секретарь ВЦСПС Николай Шверник. Его заместителем стал 37-летний Алексей Косыгин, осуществлявший основной контроль за вывозом оборудования и ценностей с территорий, которым угрожал враг. В состав Совета по эвакуации также был введен Анастас Микоян.
Впоследствии вся работа по транспортировке людей, промышленного оборудования, продовольствия и материальных и культурных ценностей курировалась Государственным комитетом обороны, ЦК ВКП(б), СНК СССР и Советом по эвакуации. Кроме того, к эвакуации военной промышленности были привлечены Госплан СССР и Наркомат обороны СССР.
В Постановлении ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР «О порядке вывоза и размещения людских контингентов» от 27 июня 1941 года были определены первоочередные объекты для эвакуации. Согласно этому документу, в первую очередь на восток должны были отправляться квалифицированные кадры рабочих и служащих, старики, женщины и молодежь, промышленное оборудование, станки, цветные металлы, хлеб. Через несколько дней поступил приказ, предписывавший по возможности спасать все имеющиеся материальные ценности на территориях, оставляемых Красной армией, и уничтожать то, что забрать с собой было уже невозможно.
«Угонять подвижной железнодорожный состав, не оставлять врагу ни одного паровоза, ни одного вагона, не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего», – говорилось в приказе.
![]() |
![]() |
Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР № 1767-770сс «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества» https://www.prlib.ru/item/1348686#v=d&z=2&n=5&i=15004776_doc1.tiff&y=349... |
Эвакуация промышленности проведена в два этапа: в 1941 году – из Белруссии, Украины, Прибалтики, Москвы и Ленинграда; в 1942 году – из южных районов европейской части СССР. Объем эвакуации был настолько велик, что в июле 1941 года для ее проведения были использована почти половина всего вагонного парка СССР. В 1941 году в глубокий тыл было вывезено 1 523 крупных предприятия: на Урал – 667, в Западную Сибирь – 244, в Восточную Сибирь – 78, в Среднюю Азию и Казахстан – 308, в Поволжье – 228.
Во время второго периода эвакуации на восток вывезли 150 крупных предприятий, в том числе оборудование нефтепромыслов Майкопа и Грозного и запасы нефти. Вместе с промышленными объектами эвакуировано до 30–40 % рабочих, инженеров и техников.
Карта эвакуации промышленности. В 1941-1945 гг. Кара и статистика.
Из сети интернет.
Около 70 % вывезенных на восток предприятий были размещены на Урале, в Западной Сибири, Средней Азии и Казахстане. Вместе с оборудованием для фабрик и заводов прибыло до 30–40 % рабочих, инженеров и техников. Всего же по железным дорогам, а также по водным и воздушным путям в течение второй половины 1941 года в тыловые районы страны переправлено более 12 млн человек.
К концу 1941 года в новых местах размещено 1 910 крупных предприятий, в том числе 122 авиационных завода, 43 завода танковой промышленности, 71 – наркомата вооружений, 96 – наркомата боеприпасов, 199 – наркомата черной металлургии, 80 – наркомата минометной промышленности, 91 – наркомата химической промышленности, 65 – наркомата среднего машиностроения, 57 – наркомата тяжелого машиностроения.
Основные территории их новой дислокации
Нижний Тагил
Постановление ГКО СССР № 667 сс об эвакуации завода № 183 и Мариупольского завода от 12 сентября 1941 г.
https://cud.prlib.ru/item/1339229
В г. Нижний Тагил в годы Великой Отечественной войны эвакуировали различные заводы и предприятия. Некоторые из них:
- Харьковский машиностроительный завод № 183 (до 1939 года – Харьковский паровозостроительный завод).
- Группа ученых Московского высшего технического училища имени Баумана.
- Государственная союзная лаборатория режущих инструментов и электросварки имени Игнатьева.
- Московский станкостроительный завод имени Орджоникидзе.
- Мариупольский броневой завод имени Ильича.
- Бежицкий сталелитейный завод.
- Два авиационных завода из Москвы (№ 381) и из Ленинграда (№ 120).
В результате слияния эвакуированных предприятий на площадке Уральского вагоностроительного завода создан Уральский танковый завод № 183 им. Коминтерна.
Тюмень
Постановление ГКО СССР № 3057 с об обеспечении мотоциклами мотомеханизированных соединений Красной Армии, с приложением ведомостей материалов и списка инженерно-технических работников завода № 524 Наркомата вооружения, ранее работавших по мотоциклостроению и подлежащих переводу на мотоциклетные заводы Наркомата среднего машиностроения от 19 марта 1943 г
https://cud.prlib.ru/item/1985363
В г. Тюмени после объединения между собой и с местными заводами образовалось 22 предприятия. Некоторые из них:
- Завод № 532 (г. Керчь), № 341 (г. Рыбинск), завод им. Коминтерна (г. Херсон), № 363 (г. Ленинград), № 194 (цех катеростроения), Камыш-Бурунский завод (Крымская АССР), № 445 (г. Москва) – Судостроительный завод.
- Завод «Красный экскаватор» (г. Киев) – Тюменский станкостроительный завод «Механик».
- Завод № 766 (завод им. 10-летия Октября, г. Одесса), № 769 (Дмитровский экскаваторный завод) – ООО «Сибстроймаш».
- Таганрогский мотоциклетный завод, Московский завод мотоциклетных моторов, Серпуховский мотоциклетный завод – Тюменский мотоциклетный завод.
- Завод № 241 Наркомата авиационной промышленности СССР.
- Тюменский авиафанерный комбинат № 15 – Спичечная фабрика – фанерный комбинат.
- Тюменский мельничный завод.
- Завод «Республиканец».
- Химико-фармацевтический завод им. Л. Я. Карпова № 39 (г. Москва) – Тюменский химфармзавод.
- Завод № 14 НК здравоохранения (г. Калуга).
- Подольский аккумуляторный завод – Тюменский аккумуляторный завод.
- Завод № 5 «Цепи Галля» (г. Киев) – Тюменский приборостроительный завод.
- Московский завод АТЭ-2, Калужский завод мотоэлектрооборудования, Ленинградский электротехнический завод, Ленинградский карбюраторный завод – Тюменский завод автотракторного электрооборудования (АТЭ-2).
- Тюменский деревообрабатывающий комбинат «Красный Октябрь».
С первых месяцев войны с территории будущей Тюменской области постоянно шли эшелоны не только с боевой техникой, изготовленной на эвакуированных заводах, но и с зерном, рыбой, мясной и молочной продукцией.
Тюменские предприятия неоднократно удостоены орденов и красных знамен Государственного комитета обороны.
СВЕРДЛОВСК (Екатеринбург)
![]() |
![]() |
Приказ № 571сс наркома станкостроения СССР А. И. Ефремова об эвакуации и введении в строй уникального оборудования Краматорского завода тяжелых станков от 24 сентября 1941 г.
https://cud.prlib.ru/item/1354550
В г. Свердловск (ныне Екатеринбург) в годы Великой Отечественной войны эвакуированы десятки заводов и фабрик, в том числе из Москвы, Ленинграда, Украины и других регионов.
- Завод № 8 им. Калинина (Москва). Эвакуирован в октябре 1941 года и специализировался на производстве зенитной артиллерии.
- Завод № 37 (Москва). Эвакуирован в октябре 1941 года. Производил танки Т-30, Т-60 и Т-70.
- Кировский завод (Ленинград). Оборудование и часть персонала эвакуированы на Уралмашзавод, где был образован артиллерийский завод № 9.
- Краматорский завод (Украина). Оборудование распределено между несколькими уральскими заводами, в частности на Серовском металлургическом заводе.
- Сталинградский тракторный завод. Часть оборудования размещена на Уралмашзаводе.
- Завод «Баррикады» (Сталинград). Часть производства интегрирована в Уралмашзавод.
- Охтинский химический комбинат (Ленинград). Часть оборудования использована для создания Свердловского завода пластмасс.
- Киевский завод «Большевик». Оборудование использовано для организации Уралхиммаша.
- Московский трансформаторный завод. Размещен на базе завода «Уральский трансформатор».
- Завод «Красный резинщик» (Киев). Использован для создания Свердловского шинного завода.
- Московский завод «Каучук». Использован для создания завода резино-технических изделий.
Эвакуация этих и других предприятий позволила г. Свердловску стать одним из крупнейших промышленных центров СССР в годы войны, обеспечивающим фронт оружием, боеприпасами, военной техникой и другими необходимыми ресурсами.
Челябинск
![]() |
![]() |
Постановление ГКО СССР № 509 сс об эвакуации Днепропетровских алюминиевого, магниевого и электронного заводов от 18 августа 1941 г.
https://cud.prlib.ru/item/1338677
В г. Челябинск эвакуировали множество предприятий из разных регионов СССР. Некоторые из них:
- Ленинградский Кировский завод. Предприятие начало выпуск танков, самоходных артиллерийских установок (САУ), снарядов и деталей для пистолетов-пулеметов Шпагина (ППШ).
- Харьковский завод № 75. Предприятие специализировалось на производстве танковых дизельных моторов.
- Ленинградский завод № 174 имени Ворошилова. Эвакуирован в Челябинск частично, продолжив выпуск танков на ЧТЗ.
- Московский завод «Динамо». Начал производство электрооборудования для танков и авиации.
- Харьковский станкостроительный завод имени Молотова. Переведен в Челябинск, хотя изначально его разместили в Троицке.
- Московский завод шлифовальных станков и станкостроительный завод «Красный пролетарий». Цеха выпускали детали для танков и установок М-13 («Катюша»).
- Завод «Шарикоподшипник». Начал производство корпусов 45-мм осколочных снарядов.
- Воронежский завод резино-паронитовых изделий Наркомата танковой промышленности. Предприятие развернуло производство уплотнительных и герметизирующих материалов, необходимых для бронетехники и другой военной продукции.
- Табачная фабрика «Дукат». Эвакуирована в Челябинск в январе 1942 года, основав Челябинскую табачную фабрику.
Иркутск
![]() |
![]() |
Постановление ГКО СССР № 754 сс об эвакуации и восстановлении производств Старокраматорского машиностроительного завода имени Орджоникидзе от 9 октября 1941 г.
https://cud.prlib.ru/item/1339458
В г. Иркутск в годы Великой Отечественной войны эвакуированы:
- Московский авиационный завод № 39 объединен с Иркутским авиационным заводом № 125, образовав авиационный завод № 39 им. И. В. Сталина.
- Ленинградская авиаремонтная мастерская № 21 стала авиаремонтным заводом № 403.
- Ленинградский завод № 223 НКЭП переименован в Иркутский элементный завод № 394, впоследствии ставший Иркутским релейным заводом.
- Из Ворошиловградского № 60, Ленинградского № 539 и Витебского № 540 патронных заводов создан Иркутский патронный завод № 540.
- Предприятия из Одессы, Смоленска, Днепропетровска и Тулы эвакуированы в Иркутскую область и организовали там производство обуви и одежды для Красной армии.
- В Иркутск также прибыли оборудование и рабочие Старо-Краматорского и Ново-Краматорского заводов тяжелого машиностроения, модельная мастерская из Одессы, абразивный завод и другие.
Кемерово
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Приказ № 594 наркома боеприпасов СССР П. Н. Горемыкина об эвакуации заводов от 10 октября 1941 г. https://cud.prlib.ru/item/1354552 |
Кемерово превратился в крупный центр оборонной промышленности.
- Коксохимический завод. Поставлял кокс для металлургии и электродный кокс для производства алюминия. Производил толуол, бензол, каменноугольную смолу – сырье для производства порохов и взрывчатых веществ. В 1943 году коксохимзавод награжден орденом Ленина.
- Комбинат № 392 Наркомата боеприпасов. Производил 28 % порохов, в том числе порох для снарядов реактивных установок «Катюша», мины, гранаты, фугасные авиационные бомбы. За время войны комбинат в 3 раза увеличил объем производства порохов.
- Механический завод № 606 Наркомата боеприпасов. Крупнейший поставщик снарядов 23-мм калибра, бронебойно-зажигательных снарядов и других боеприпасов. В 1943 году заводу поручили особое задание – производство фугасных авиационных бомб.
- Азотнотуковый завод. Давал до 40 % азотной продукции всей страны. Выпускал аммиак, крепкую и слабую азотную кислоту, необходимые для производства боеприпасов. За самоотверженный труд в годы войны завод награжден орденом Ленина.
- Завод «Карболит». С февраля 1942 года выпускал изделия из пластмасс для электро- и радиотехники, приборостроения, машиностроения, химической промышленности. Производил текстолит для авиационной промышленности, аккумуляторные быки для автобронетанковых войск.
- Электромеханический завод. С января 1942 года начал выпуск электромоторов для танков, изготавливаемых на уральских заводах. Также выпускал электрическую пусковую аппаратуру и взрывобезопасные электродвигатели промышленного назначения.
- Завод № 319 «Коммунар». Крупный поставщик взрывчатых веществ – гексогена, тротила, тетрила и других.
Красноярск
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Постановление ГКО СССР № 2200 сс об организации производства ксилитана на строящемся Красноярском гидролизном заводе, с приложением записок Берии Л. П., Сабурова М. З., Ванникова Б. Л. Сталину И. В., Завенягина А. П. Поскребышеву А. Н. от 22 августа 1942 г. https://cud.prlib.ru/item/1349434 |
В г. Красноярск эвакуировали:
- «Красный Профинтерн» (г. Бежицы Брянской области). Разместили на базе «Сибтяжмаша».
- Завод № 327 Наркомэлектропрома (г. Ленинград). После войны стал называться Красноярским радиотехническим заводом.
- Онежский машиностроительный завод (Республика Карелия). Разместили на базе Красноярского механического завода (позднее переименован в «Краслесмаш»).
- Завод № 477 Наркомата авиационной промышленности (г. Лаптев Тульской области). Разместили на базе авиаремонтного завода им. Побежимова.
- «Коммунар» (г. Запорожье). Разместили на базе Красноярского ликероводочного завода.
- Машиностроительный завод им. Ухтомского (г. Люберцы Московской области). Разместили на базе Красноярского ликероводочного завода.
- Паровозостроительный завод № 4 им. Климента Ворошилова (г. Коломна Московской области). Разместили на базе «Красмаша».
- Машиностроительный завод № 589 (г. Калуга). Разместили на базе «Красмаша».
- Фабрика фотобумаги № 6 (г. Шостка Сумской области). Разместили на базе Красноярского дрожжевого завода.
- Кинопленочная фабрика (г. Ленинград). Разместили на базе Красноярского дрожжевого завода.
- Всего в г. Красноярск переведено 22 промышленных предприятия, включая 8 оборонных.
Новосибирск
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Справка уполномоченного Совета по эвакуации при СНК СССР С. Соловьева о ходе эвакуации заводов Наркомата цветной металлургии СССР по состоянию на 12 октября 1941 г. от 13 октября 1941 г. https://cud.prlib.ru/item/1354558 |
В г. Новосибирск эвакуировали оборудование и кадры многих заводов, в том числе:
- Авиационный завод им. В. П. Чкалова (завод № 153). В военные годы здесь изготовили 16 тысяч истребителей «Як».
- Новосибирский авиаремонтный завод. С 1941 по 1945 год в его цехах отремонтировали 232 боевых самолета и 658 авиадвигателей.
- Новосибирский оловянный комбинат. Его создали с помощью работников и оборудования завода из г. Подольска.
- Пиротехнический завод «Искра». Появился на базе эвакуированного из Павлодара завода № 55. Производил взрывчатые вещества для снарядов и мин.
- Машиностроительный завод «Труд». С началом войны перешел на изготовление нестандартного оборудования для эвакуированных заводов, а также частей реактивных снарядов, корпусов 12-мм мин.
- Завод «Станкосиб». Выпускал снаряженные гильзы, 50-мм мины, станки разных видов, запчасти для тракторов и комбайнов.
- Сестрорецкий инструментальный завод им. Воскова. Крупный производитель противопехотных мин и реактивных снарядов для «Катюш».
- Новосибирский приборостроительный завод (завод № 69 Наркомата вооружений). Выпускал необходимые для Красной армии орудийные панорамы Гёрца, противотанковые и танковые прицелы, прицелы для минометов и пулеметов, артиллерийские стереотрубы, зенитные дальномеры, визиры, бинокли.
- Завод «Электросигнал». Прибыл в Новосибирск из Воронежа и изготовлял радиостанции для самолетов.
- Металлургический завод им. Кузьмина. Расширили за счет оборудования, прибывшего с завода «Запорожсталь», а также из США.
Омск
![]() |
![]() |
Постановление ГКО СССР № 1974 сс об эвакуации Воронежского завода СК-2 от 4 июля 1942 г.
https://cud.prlib.ru/item/1347781
В г. Омск эвакуировали множество предприятий со всего Советского Союза. Некоторые из них:
- Авиационные заводы № 156 и 81 из Москвы. На их базе 24 июля 1941 года создали производственное объединение «Полет».
- Запорожский моторостроительный завод имени П. И. Баранова (завод № 29). В годы войны выпустил 15 тысяч авиационных двигателей.
- Ленинградский танковый завод им. К. Е. Ворошилова (завод № 174). Мощности предприятия, а также паровозовагоноремонтного завода им. Октябрьской революции из Ворошиловграда, части Конотопского паровозоремонтного завода и Брянского паровозостроительного завода объединили в Омский паровозовагоноремонтный завод.
- Телеграфный завод им. Н. Г. Козицкого (завод № 210) из Ленинграда. С февраля 1942 года обеспечивал поставки радиостанций для танков.
- Оптико-механический завод «Прогресс» (ЛОМО им. В. И. Ленина). Выпускал артиллерийские и оружейные прицелы, стереотрубы, бинокли и сложные оптические приборы для самолетов, орудий и подводных лодок.
- Завод «Электроточприбор» (№ 634). Был практически единственным в СССР производителем малогабаритных и переносных электроизмерительных приборов и электрических аппаратов для морских мин.
- Завод «Поршень» из Харькова. Разместился на территории Сибзавода и ежемесячно выдавал 120–130 тысяч мин и снарядов, в том числе для «Катюш».
Томск
![]() |
![]() |
![]() |
Постановление ГКО СССР № 535 сс о размещении второй очереди 1 государственного подшипникового завода им. Кагановича в г. Томске, с приложением записки Шверника Н. М. Молотову В. М. от 21 августа 1941 г.
https://cud.prlib.ru/item/1338735
в Томск было эвакуировано множество заводов и фабрик из западных регионов СССР.
- Московский шарикоподшипниковый завод (ГПЗ-1): Эвакуирован в Томск вместе с оборудованием и персоналом.
- Московский завод "Манометр": Эвакуирован и объединен с ленинградскими заводами ЛенГЗИП, ОМЗ №5 и "Молодой ударник", образовав Томский завод "Манометр".
- Московский завод "Красный Богатырь": Эвакуирован и размещен в Томске.
- Ленинградский завод "Электросила": Часть оборудования и специалистов эвакуированы в Томск, где стали основой для завода "Сибэлектромотор".
- Ленинградский государственный завод измерительных приборов (ЛенГЗИП): Эвакуирован и объединен с другими заводами для создания Томского завода "Манометр".
- Завод № 353 им. Дзержинского (Изюмский): Эвакуирован в Томск.
- Ярославский электромеханический завод: Часть оборудования и специалистов вошла в состав завода "Сибэлектромотор".
- Фабрика боеприпасов (Харьков): Эвакуирована в Томск.
Эти и другие предприятия, прибывшие в Томск, сыграли важную роль в укреплении оборонной мощи страны и приближении победы.
И другие промышленные центры страны.
В годы Великой Отечественной войны в г. Ханты-Мансийск (в то время поселок) заводы не эвакуировались
Однако в городе работали предприятия, которые изготавливали продукцию для фронта.
Ханты-Мансийский леспромхоз в годы Великой Отечественной войны внес вклад в тыловую поддержку фронта.
https://xn----dtbdzdfqbczhet1kob.xn--p1ai/2024/11/24/chtoby-pomnili-orde...
Деятельность предприятия
В условиях войны основное направление работы леспромхоза – заготовка и переработка древесины. Большая часть сырья шла на нужды фронта и оборонной промышленности.
Некоторые особенности работы:
На лесопунктах организовали фронтовые бригады, которые перевыполняли месячные планы на 200–300 %.
Работники трудились под лозунгом «Не уходи из леса, не выполнив нормы!».
![]() |
![]() |
Выписка из приказа по Народному Комиссариату лесной промышленности СССР КУ «Государственный архив Югры». Ф. 194. Оп. 1. Д. 80. Л. 34. |
Ответная телеграмма предрайкома Союза Лесосплава КУ «Государственный архив Югры» Ф. 194. Оп. 1. Д. 77. Л. 21. |
Весомый вклад внес и Ханты-Мансийский леспромхоз. Здесь заготавливалась специальная древесина для производства авиафанеры, приклады для винтовок, лыжи, ящики для патронов. В годы войны в поселке Ханты-Мансийске были построены спичечная фабрика и валяльная мастерская. Из местных дикоросов изготавливалось множество экстрактов, которые использовались в медицинских целях. На лесопунктах были организованы фронтовые бригады. Бригады перевыполняли месячные планы на 200-300%, а само предприятие занимало первое место среди лесозаготовительных предприятий СССР.
Также возросли добыча живицы, скипидара, дёгтя, изготовление хвойной настойки, сбор лесных ягод и лекарственных растений.
Награды и достижения
Переходящее знамя за высокие показатели в социалистическом соревновании.
Хранится в Музее природы и человека. г. Ханты-Мансийск. Из сети интернет.
Пять лет подряд леспромхоз был победителем всесоюзного соревнования «Больше леса – Родине!».
В апреле 1945 года предприятие получило на вечное хранение Красное знамя Государственного комитета обороны за высокие трудовые успехи.
Постановление Митинга рабочих Мех-мастерской ЛПХ. КУ «Государственный архив Югры». Ф. 194. Оп. 1. Д. 77. Л. 30.
В годы Великой Отечественной войны Ханты-Мансийский рыбокомбинат (Самаровский рыбоконсервный комбинат) был крупнейшим поставщиком рыбных консервов на фронт.
Цеха Рыбокомбината. г. Ханты-Мансийск. КУ «Государственный архив Югры». Ф. 60. Оп. 4. Д. 38.Л.25 об
Комбинат создан в 1929 году в п. Самарово (ныне г. Ханты-Мансийск). В 1935–1939 годах на предприятии установили оборудование для конвейерного производства консервов. Во время войны комбинат входил в состав Ханты-Мансийского рыбтреста, который руководил рыбной промышленностью округа. Поставщиками сырья для комбината были колхозы Самаровского района и ближайшие рыбозаводы.
Работники рыбокомбината трудились по 16–18 часов без выходных. Труд усложнялся слабой технической оснащенностью, ежегодными подтоплениями зданий у береговой линии, отсутствием механизации процессов (водоснабжение, выгрузка рыбы, заготовка леса и даже подъем тысячетонных барж производились вручную).
«Остяко-Вогульская правда», 2.8.1940
При этом коллектив комбината был настроен на выполнение и перевыполнение плана по выпуску продукции – «Все для фронта, все для Победы!». Рыбокомбинат поставлял на фронт консервы, соленую, вяленую и копченую рыбу, рыбную муку и крупу, технический жир и клей.
За годы войны коллективом комбината добыто 172 тысячи центнеров рыбы, выработано 28,8 миллиона банок консервов.
Рабочие предприятий трудились в три смены, перевыполняли план на 200–300 %. За четыре военных года в округе выловили 1 млн 120 тысяч центнеров рыбы, что составило 45 % всей рыбной продукции, отправлявшейся на фронт.
Охотничий промысел
Список охотников, выполнивших план на 160%. КУ «Государственный архив Югры». Ф. 200. Оп. 1. Д. 79. Л. 1.
В годы войны руководство страны придавало большое значение охотничьему промыслу, в особенности добычи пушнины. «Мягкое золото» из Сибири шло на оплату поставок по ленд-лизу. Шкурки соболей, белок, песцов и лисиц шли на обмен на танки и самолеты. Всего за 4 года войны жителями нашего округа было поставлено пушнины на более 19 млн. рублей. Ханты-Мансийская окружная контора Заготживсырье неоднократно выходила победителем в соревновании с присуждением денежных премий ее работникам, а также получала «переходящее Красное Знамя областной конторы и обкома союза кожевников» и прочно его удерживала.
«Первенство за самаровскими пушняками». Газета «Сталинская трибуна» от 25 июня 1944 года.
КУ «Государственный архив Югры». Ф. 32. Оп.1. Д. 61. Л. 60 об.
Эвакуация детских домов в Ханты-Мансийский национальный округ
![]() |
![]() |
Статья из газеты «Сталинская трибуна» от 23 августа 1942 года №199 КУ «Государственный архив Югры» Ф. 32. Оп. 1 Д. 48 Л. 33 |
Статья из газеты «Сталинская трибуна» от 23 августа 1942 года №199 КУ «Государственный архив Югры» Ф. 32. Оп. 1. Д. 48 Л. 33 |
Среди тех, кто был спасен от голодной смерти или артобстрелов – почти тысяча ленинградских детей, эвакуированных в Ханты-Мансийский национальный округ из взятого в кольцо блокады города летом 1942 года.
Всего на берега Оби, Иртыша и Конды в Западную Сибирь отправлено 10 детских домов Ленинграда и Ленинградской области, которые разместили в Самаровском, Сургутском, Кондинском и Микояновском районах. До Омска детей везли по железной дороге, а дальше на пароходах – до поселков, расположенных на Оби. По данным Государственного архива Югры, в августе-октябре 1942 года на судах «Храбрый», «Коммунист», «Москва» Нижне-Иртышского пароходства в национальный округ привезли 944 человека: 782 школьника и 162 дошкольника.
Тогда окружные исполкомы райсоветов в срочном порядке подыскивали пригодные для размещения ребят здания, подготавливали оборудование, искали персонал, заготавливали дрова, продукты, белье, одежду. В помещениях отсутствовало электричество, топить помещения было нечем – дрова были сырые. В некоторых детдомах ребятишки спали на матрацах, набитых соломой, укрывались ими же. Среди жителей региона проводили разъяснительные беседы об усыновлении детей.
В 1945 году тех, кому исполнилось 14 лет, отправили обратно в Ленинград для учебы в фабрично-заводских училищах и на восстановление города. Остальных перевели в детские дома на юг Тюменской области. Но сами учреждения не ликвидировали: они просуществовали до начала 1950-х годов, их пополнили дети Югры, у которых на войне погибли родители, а родных не было.
Ханты-Мансийский национальный округ оказал значительную поддержку фронту в годы войны. За этот огромный труд, который приблизил победу, 11 сентября 2023 года, президент нашей страны Владимир Путин присвоил городу Ханты-Мансийску почетное звание «Город трудовой доблести».
Эвакуация промышленности и людей в годы Великой Отечественной войны оказалась ключевым фактором, определившим исход противостояния между Советским Союзом и нацистской Германией. Помимо сохранения производственной базы, важное значение имело спасение человеческих жизней, особенно детей, оказавшихся в зоне боевых действий.
Особое внимание заслуживает ситуация в Ханты-Мансийском национальном округе, где, несмотря на отсутствие крупных эвакуированных предприятий, местный труд и инициатива внесли существенный вклад в обеспечение нужд фронта. Работа леспромхоза и рыбокомбината в тяжелых условиях военного времени доказала, что совместные усилия способны преодолеть любые препятствия.
Кроме того, именно сюда, в Ханты-Мансийск, прибыли сотни ленинградских детей, спасаясь от голода и бомбардировок. Их прибытие потребовало быстрой адаптации и создания условий для нормальной жизни, что свидетельствует о готовности народа оказать помощь нуждающимся.
Таким образом, Великая Отечественная война не только выявила экономический потенциал страны, но и подчеркнула человеческие качества советского народа, объединенного общей целью – защитой Отечества.