Эхо великой победы

В годы Великой Отечественной войны советский народ совершил незабываемый подвиг, который вписан в историю и никогда не забудется. Красная армия смогла защитить честь, свободу и независимость своей Родины.
Война оставила глубокий след в истории советского народа, затронув все аспекты жизни. Одним из самых важных процессов того времени стало перемещение промышленных предприятий в восточные регионы СССР.

https://www.prlib.ru/news/1305280

Эвакуация предприятий – это процесс перемещения производственных мощностей из западных регионов Советского Союза, охваченных боевыми действиями, в более безопасные восточные районы страны. Это действие было итогом необходимости сохранить стратегически важные отрасли экономики, которые могли бы поддержать фронт и население в условиях войны.
Промышленные предприятия, на которых работали многие семьи, были зачастую основой их благосостояния. Перемещение таких предприятий не только спасло производство, но и дало возможность рабочим сохранить рабочие места, а в ряде случаев – найти новые.

Масштаб и значимость эвакуации

Эвакуация, осуществляемая в Советском Союзе, представляла собой крупнейшую операцию по перемещению населения, промышленных предприятий, сельхозтехники, культурных и научных учреждений, запасов продовольствия, сырья и другого имущества. Эта операция имела беспрецедентные масштабы и сроки проведения, став важным элементом стратегии победы в войне.
Сегодня, говоря об эвакуации промышленности, важно отметить, что данная тема остается недостаточно изученной в научной литературе как в советский, так и в современный российский периоды. Несмотря на признание мировым сообществом уникальности и значимости данной акции, отечественная историография пока оставляет этот аспект исследования далеко не исчерпанным.
Английский журналист Александр Верт, работавший в СССР в качестве корреспондента BBC и газеты The Sunday Times, выразил глубокое восхищение теми условиями, в которых проводились мероприятия по эвакуации: «Это прежде всего повесть о невероятной человеческой стойкости».

https://www.prlib.ru/news/1305280

Советская историческая наука традиционно подчеркивает роль эвакуации как успеха социалистической системы, демонстрируя превосходство над капиталистической моделью развития. Важность эвакуации заключалась не только в обеспечении бесперебойной работы военной экономики, но и в сохранении национального культурного наследия и человеческих жизней.

Организационные аспекты эвакуации

Несмотря на жесткие временные рамки и тяжелые условия, советское руководство сумело организовать один из крупнейших процессов миграции и переноса производств в истории человечества. Многие предприятия начали функционировать вновь спустя несколько недель после приезда на новое место, обеспечивая потребности фронта и армии необходимым вооружением и материалами.

Таким образом, эвакуация промышленности СССР в годы Великой Отечественной войны – это яркий пример мобилизации всех ресурсов государства ради достижения общей цели. Трудовой подвиг советских людей и организованность власти сделали возможным успешное преодоление кризиса и заложили основу для дальнейшего роста военной мощи и последующего окончания войны победой.

24 июня постановлением ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР «для руководства эвакуацией населения, учреждений, военных и иных грузов, оборудования предприятий и других ценностей» при СНК был создан Совет по эвакуации. Его первым руководителем был назначен нарком путей сообщения Лазарь Каганович.

Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О создании Совета по эвакуации» 24 июня 1941 г.
Подлинник. Правка синим карандашом – автограф И. В. Сталина, правка простым карандашом – автограф Л. М. Кагановича.
Результаты голосования членов Политбюро ЦК ВКП(б) – автографы И. В. Сталина и М. И. Калинина.

https://www.prlib.ru/item/1761999#v=d&z=2&n=5&i=15391433_doc1.tiff&y=349...

Как вспоминал в своих мемуарах тогдашний председатель комитета продовольственно-вещевого снабжения РККА Анастас Микоян: «Тогда считалось, что Наркомат путей сообщения должен играть главную роль в вопросах эвакуации. Объем же эвакуации из-за ухудшения военной обстановки расширялся. Все подряд эвакуировать было невозможно. Не хватало ни времени, ни транспорта. Уже к началу июля 1941 года стало ясно, что Каганович не может обеспечить четкую и оперативную работу Совета по эвакуации».

У растерявшегося наркома не получилось организовать нормальную эвакуацию ни из Белоруссии, ни из Прибалтики. Немцы стремительно наступали в полосе группы армий «Центр», бомбя пути отступления РККА. Войска теряли управление, предприятия – руководство. 3 июля главой совета назначен секретарь ВЦСПС Николай Шверник. Его заместителем стал 37-летний Алексей Косыгин, осуществлявший основной контроль за вывозом оборудования и ценностей с территорий, которым угрожал враг. В состав Совета по эвакуации также был введен Анастас Микоян.

Впоследствии вся работа по транспортировке людей, промышленного оборудования, продовольствия и материальных и культурных ценностей курировалась Государственным комитетом обороны, ЦК ВКП(б), СНК СССР и Советом по эвакуации. Кроме того, к эвакуации военной промышленности были привлечены Госплан СССР и Наркомат обороны СССР.

В Постановлении ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР «О порядке вывоза и размещения людских контингентов» от 27 июня 1941 года были определены первоочередные объекты для эвакуации. Согласно этому документу, в первую очередь на восток должны были отправляться квалифицированные кадры рабочих и служащих, старики, женщины и молодежь, промышленное оборудование, станки, цветные металлы, хлеб. Через несколько дней поступил приказ, предписывавший по возможности спасать все имеющиеся материальные ценности на территориях, оставляемых Красной армией, и уничтожать то, что забрать с собой было уже невозможно.

«Угонять подвижной железнодорожный состав, не оставлять врагу ни одного паровоза, ни одного вагона, не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего», – говорилось в приказе.

Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР № 1767-770сс
«О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества»
https://www.prlib.ru/item/1348686#v=d&z=2&n=5&i=15004776_doc1.tiff&y=349...

Эвакуация промышленности проведена в два этапа: в 1941 году – из Белруссии, Украины, Прибалтики, Москвы и Ленинграда; в 1942 году – из южных районов европейской части СССР. Объем эвакуации был настолько велик, что в июле 1941 года для ее проведения были использована почти половина всего вагонного парка СССР. В 1941 году в глубокий тыл было вывезено 1 523 крупных предприятия: на Урал – 667, в Западную Сибирь – 244, в Восточную Сибирь – 78, в Среднюю Азию и Казахстан – 308, в Поволжье – 228.

Во время второго периода эвакуации на восток вывезли 150 крупных предприятий, в том числе оборудование нефтепромыслов Майкопа и Грозного и запасы нефти. Вместе с промышленными объектами эвакуировано до 30–40 % рабочих, инженеров и техников.

Карта эвакуации промышленности. В 1941-1945 гг. Кара и статистика.
Из сети интернет.

Около 70 % вывезенных на восток предприятий были размещены на Урале, в Западной Сибири, Средней Азии и Казахстане. Вместе с оборудованием для фабрик и заводов прибыло до 30–40 % рабочих, инженеров и техников. Всего же по железным дорогам, а также по водным и воздушным путям в течение второй половины 1941 года в тыловые районы страны переправлено более 12 млн человек.

К концу 1941 года в новых местах размещено 1 910 крупных предприятий, в том числе 122 авиационных завода, 43 завода танковой промышленности, 71 – наркомата вооружений, 96 – наркомата боеприпасов, 199 – наркомата черной металлургии, 80 – наркомата минометной промышленности, 91 – наркомата химической промышленности, 65 – наркомата среднего машиностроения, 57 – наркомата тяжелого машиностроения.

Основные территории их новой дислокации

Нижний Тагил

Постановление ГКО СССР № 667 сс об эвакуации завода № 183 и Мариупольского завода от 12 сентября 1941 г.
https://cud.prlib.ru/item/1339229

В г. Нижний Тагил в годы Великой Отечественной войны эвакуировали различные заводы и предприятия. Некоторые из них:

  • Харьковский машиностроительный завод № 183 (до 1939 года – Харьковский паровозостроительный завод).
  • Группа ученых Московского высшего технического училища имени Баумана.
  • Государственная союзная лаборатория режущих инструментов и электросварки имени Игнатьева.
  • Московский станкостроительный завод имени Орджоникидзе.
  • Мариупольский броневой завод имени Ильича.
  • Бежицкий сталелитейный завод.
  • Два авиационных завода из Москвы (№ 381) и из Ленинграда (№ 120).

В результате слияния эвакуированных предприятий на площадке Уральского вагоностроительного завода создан Уральский танковый завод № 183 им. Коминтерна.

Тюмень

Постановление ГКО СССР № 3057 с об обеспечении мотоциклами мотомеханизированных соединений Красной Армии, с приложением ведомостей материалов и списка инженерно-технических работников завода № 524 Наркомата вооружения, ранее работавших по мотоциклостроению и подлежащих переводу на мотоциклетные заводы Наркомата среднего машиностроения от 19 марта 1943 г
https://cud.prlib.ru/item/1985363

В г. Тюмени после объединения между собой и с местными заводами образовалось 22 предприятия. Некоторые из них:

  • Завод № 532 (г. Керчь), № 341 (г. Рыбинск), завод им. Коминтерна (г. Херсон), № 363 (г. Ленинград), № 194 (цех катеростроения), Камыш-Бурунский завод (Крымская АССР), № 445 (г. Москва) – Судостроительный завод.
  • Завод «Красный экскаватор» (г. Киев) – Тюменский станкостроительный завод «Механик».
  • Завод № 766 (завод им. 10-летия Октября, г. Одесса), № 769 (Дмитровский экскаваторный завод) – ООО «Сибстроймаш».
  • Таганрогский мотоциклетный завод, Московский завод мотоциклетных моторов, Серпуховский мотоциклетный завод – Тюменский мотоциклетный завод.
  • Завод № 241 Наркомата авиационной промышленности СССР.
  • Тюменский авиафанерный комбинат № 15 – Спичечная фабрика – фанерный комбинат.
  • Тюменский мельничный завод.
  • Завод «Республиканец».
  • Химико-фармацевтический завод им. Л. Я. Карпова № 39 (г. Москва) – Тюменский химфармзавод.
  • Завод № 14 НК здравоохранения (г. Калуга).
  • Подольский аккумуляторный завод – Тюменский аккумуляторный завод.
  • Завод № 5 «Цепи Галля» (г. Киев) – Тюменский приборостроительный завод.
  • Московский завод АТЭ-2, Калужский завод мотоэлектрооборудования, Ленинградский электротехнический завод, Ленинградский карбюраторный завод – Тюменский завод автотракторного электрооборудования (АТЭ-2).
  • Тюменский деревообрабатывающий комбинат «Красный Октябрь».

С первых месяцев войны с территории будущей Тюменской области постоянно шли эшелоны не только с боевой техникой, изготовленной на эвакуированных заводах, но и с зерном, рыбой, мясной и молочной продукцией.
Тюменские предприятия неоднократно удостоены орденов и красных знамен Государственного комитета обороны.

СВЕРДЛОВСК (Екатеринбург)

Приказ № 571сс наркома станкостроения СССР А. И. Ефремова об эвакуации и введении в строй уникального оборудования Краматорского завода тяжелых станков от 24 сентября 1941 г.
https://cud.prlib.ru/item/1354550

В г. Свердловск (ныне Екатеринбург) в годы Великой Отечественной войны эвакуированы десятки заводов и фабрик, в том числе из Москвы, Ленинграда, Украины и других регионов.

  • Завод № 8 им. Калинина (Москва). Эвакуирован в октябре 1941 года и специализировался на производстве зенитной артиллерии.
  • Завод № 37 (Москва). Эвакуирован в октябре 1941 года. Производил танки Т-30, Т-60 и Т-70.
  • Кировский завод (Ленинград). Оборудование и часть персонала эвакуированы на Уралмашзавод, где был образован артиллерийский завод № 9.
  • Краматорский завод (Украина). Оборудование распределено между несколькими уральскими заводами, в частности на Серовском металлургическом заводе.
  • Сталинградский тракторный завод. Часть оборудования размещена на Уралмашзаводе.
  • Завод «Баррикады» (Сталинград). Часть производства интегрирована в Уралмашзавод.
  • Охтинский химический комбинат (Ленинград). Часть оборудования использована для создания Свердловского завода пластмасс.
  • Киевский завод «Большевик». Оборудование использовано для организации Уралхиммаша.
  • Московский трансформаторный завод. Размещен на базе завода «Уральский трансформатор».
  • Завод «Красный резинщик» (Киев). Использован для создания Свердловского шинного завода.
  • Московский завод «Каучук». Использован для создания завода резино-технических изделий.

Эвакуация этих и других предприятий позволила г. Свердловску стать одним из крупнейших промышленных центров СССР в годы войны, обеспечивающим фронт оружием, боеприпасами, военной техникой и другими необходимыми ресурсами.

Челябинск

Постановление ГКО СССР № 509 сс об эвакуации Днепропетровских алюминиевого, магниевого и электронного заводов от 18 августа 1941 г.
https://cud.prlib.ru/item/1338677

В г. Челябинск эвакуировали множество предприятий из разных регионов СССР. Некоторые из них:

  • Ленинградский Кировский завод. Предприятие начало выпуск танков, самоходных артиллерийских установок (САУ), снарядов и деталей для пистолетов-пулеметов Шпагина (ППШ).
  • Харьковский завод № 75. Предприятие специализировалось на производстве танковых дизельных моторов.
  • Ленинградский завод № 174 имени Ворошилова. Эвакуирован в Челябинск частично, продолжив выпуск танков на ЧТЗ.
  • Московский завод «Динамо». Начал производство электрооборудования для танков и авиации.
  • Харьковский станкостроительный завод имени Молотова. Переведен в Челябинск, хотя изначально его разместили в Троицке.
  • Московский завод шлифовальных станков и станкостроительный завод «Красный пролетарий». Цеха выпускали детали для танков и установок М-13 («Катюша»).
  • Завод «Шарикоподшипник». Начал производство корпусов 45-мм осколочных снарядов.
  • Воронежский завод резино-паронитовых изделий Наркомата танковой промышленности. Предприятие развернуло производство уплотнительных и герметизирующих материалов, необходимых для бронетехники и другой военной продукции.
  • Табачная фабрика «Дукат». Эвакуирована в Челябинск в январе 1942 года, основав Челябинскую табачную фабрику.

Иркутск

Постановление ГКО СССР № 754 сс об эвакуации и восстановлении производств Старокраматорского машиностроительного завода имени Орджоникидзе от 9 октября 1941 г.
https://cud.prlib.ru/item/1339458

В г. Иркутск в годы Великой Отечественной войны эвакуированы:

  • Московский авиационный завод № 39 объединен с Иркутским авиационным заводом № 125, образовав авиационный завод № 39 им. И. В. Сталина.
  • Ленинградская авиаремонтная мастерская № 21 стала авиаремонтным заводом № 403.
  • Ленинградский завод № 223 НКЭП переименован в Иркутский элементный завод № 394, впоследствии ставший Иркутским релейным заводом.
  • Из Ворошиловградского № 60, Ленинградского № 539 и Витебского № 540 патронных заводов создан Иркутский патронный завод № 540.
  • Предприятия из Одессы, Смоленска, Днепропетровска и Тулы эвакуированы в Иркутскую область и организовали там производство обуви и одежды для Красной армии.
  • В Иркутск также прибыли оборудование и рабочие Старо-Краматорского и Ново-Краматорского заводов тяжелого машиностроения, модельная мастерская из Одессы, абразивный завод и другие.

Кемерово

Приказ № 594 наркома боеприпасов СССР П. Н. Горемыкина об эвакуации заводов от 10 октября 1941 г.
https://cud.prlib.ru/item/1354552

Кемерово превратился в крупный центр оборонной промышленности.

  • Коксохимический завод. Поставлял кокс для металлургии и электродный кокс для производства алюминия. Производил толуол, бензол, каменноугольную смолу – сырье для производства порохов и взрывчатых веществ. В 1943 году коксохимзавод награжден орденом Ленина.
  • Комбинат № 392 Наркомата боеприпасов. Производил 28 % порохов, в том числе порох для снарядов реактивных установок «Катюша», мины, гранаты, фугасные авиационные бомбы. За время войны комбинат в 3 раза увеличил объем производства порохов.
  • Механический завод № 606 Наркомата боеприпасов. Крупнейший поставщик снарядов 23-мм калибра, бронебойно-зажигательных снарядов и других боеприпасов. В 1943 году заводу поручили особое задание – производство фугасных авиационных бомб.
  • Азотнотуковый завод. Давал до 40 % азотной продукции всей страны. Выпускал аммиак, крепкую и слабую азотную кислоту, необходимые для производства боеприпасов. За самоотверженный труд в годы войны завод награжден орденом Ленина.
  • Завод «Карболит». С февраля 1942 года выпускал изделия из пластмасс для электро- и радиотехники, приборостроения, машиностроения, химической промышленности. Производил текстолит для авиационной промышленности, аккумуляторные быки для автобронетанковых войск.
  • Электромеханический завод. С января 1942 года начал выпуск электромоторов для танков, изготавливаемых на уральских заводах. Также выпускал электрическую пусковую аппаратуру и взрывобезопасные электродвигатели промышленного назначения.
  • Завод № 319 «Коммунар». Крупный поставщик взрывчатых веществ – гексогена, тротила, тетрила и других.

Красноярск

Постановление ГКО СССР № 2200 сс об организации производства ксилитана на строящемся Красноярском гидролизном заводе, с приложением записок Берии Л. П., Сабурова М. З., Ванникова Б. Л. Сталину И. В., Завенягина А. П. Поскребышеву А. Н. от 22 августа 1942 г.
https://cud.prlib.ru/item/1349434

В г. Красноярск эвакуировали:

  • «Красный Профинтерн» (г. Бежицы Брянской области). Разместили на базе «Сибтяжмаша».
  • Завод № 327 Наркомэлектропрома (г. Ленинград). После войны стал называться Красноярским радиотехническим заводом.
  • Онежский машиностроительный завод (Республика Карелия). Разместили на базе Красноярского механического завода (позднее переименован в «Краслесмаш»).
  • Завод № 477 Наркомата авиационной промышленности (г. Лаптев Тульской области). Разместили на базе авиаремонтного завода им. Побежимова.
  • «Коммунар» (г. Запорожье). Разместили на базе Красноярского ликероводочного завода.
  • Машиностроительный завод им. Ухтомского (г. Люберцы Московской области). Разместили на базе Красноярского ликероводочного завода.
  • Паровозостроительный завод № 4 им. Климента Ворошилова (г. Коломна Московской области). Разместили на базе «Красмаша».
  • Машиностроительный завод № 589 (г. Калуга). Разместили на базе «Красмаша».
  • Фабрика фотобумаги № 6 (г. Шостка Сумской области). Разместили на базе Красноярского дрожжевого завода.
  • Кинопленочная фабрика (г. Ленинград). Разместили на базе Красноярского дрожжевого завода.
  • Всего в г. Красноярск переведено 22 промышленных предприятия, включая 8 оборонных.

Новосибирск

Справка уполномоченного Совета по эвакуации при СНК СССР С. Соловьева о ходе эвакуации заводов
Наркомата цветной металлургии СССР по состоянию на 12 октября 1941 г. от 13 октября 1941 г.
https://cud.prlib.ru/item/1354558

В г. Новосибирск эвакуировали оборудование и кадры многих заводов, в том числе:

  • Авиационный завод им. В. П. Чкалова (завод № 153). В военные годы здесь изготовили 16 тысяч истребителей «Як».
  • Новосибирский авиаремонтный завод. С 1941 по 1945 год в его цехах отремонтировали 232 боевых самолета и 658 авиадвигателей.
  • Новосибирский оловянный комбинат. Его создали с помощью работников и оборудования завода из г. Подольска.
  • Пиротехнический завод «Искра». Появился на базе эвакуированного из Павлодара завода № 55. Производил взрывчатые вещества для снарядов и мин.
  • Машиностроительный завод «Труд». С началом войны перешел на изготовление нестандартного оборудования для эвакуированных заводов, а также частей реактивных снарядов, корпусов 12-мм мин.
  • Завод «Станкосиб». Выпускал снаряженные гильзы, 50-мм мины, станки разных видов, запчасти для тракторов и комбайнов.
  • Сестрорецкий инструментальный завод им. Воскова. Крупный производитель противопехотных мин и реактивных снарядов для «Катюш».
  • Новосибирский приборостроительный завод (завод № 69 Наркомата вооружений). Выпускал необходимые для Красной армии орудийные панорамы Гёрца, противотанковые и танковые прицелы, прицелы для минометов и пулеметов, артиллерийские стереотрубы, зенитные дальномеры, визиры, бинокли.
  • Завод «Электросигнал». Прибыл в Новосибирск из Воронежа и изготовлял радиостанции для самолетов.
  • Металлургический завод им. Кузьмина. Расширили за счет оборудования, прибывшего с завода «Запорожсталь», а также из США.

Омск

Постановление ГКО СССР № 1974 сс об эвакуации Воронежского завода СК-2  от 4 июля 1942 г.
https://cud.prlib.ru/item/1347781

В г. Омск эвакуировали множество предприятий со всего Советского Союза. Некоторые из них:

  • Авиационные заводы № 156 и 81 из Москвы. На их базе 24 июля 1941 года создали производственное объединение «Полет».
  • Запорожский моторостроительный завод имени П. И. Баранова (завод № 29). В годы войны выпустил 15 тысяч авиационных двигателей.
  • Ленинградский танковый завод им. К. Е. Ворошилова (завод № 174). Мощности предприятия, а также паровозовагоноремонтного завода им. Октябрьской революции из Ворошиловграда, части Конотопского паровозоремонтного завода и Брянского паровозостроительного завода объединили в Омский паровозовагоноремонтный завод.
  • Телеграфный завод им. Н. Г. Козицкого (завод № 210) из Ленинграда. С февраля 1942 года обеспечивал поставки радиостанций для танков.
  • Оптико-механический завод «Прогресс» (ЛОМО им. В. И. Ленина). Выпускал артиллерийские и оружейные прицелы, стереотрубы, бинокли и сложные оптические приборы для самолетов, орудий и подводных лодок.
  • Завод «Электроточприбор» (№ 634). Был практически единственным в СССР производителем малогабаритных и переносных электроизмерительных приборов и электрических аппаратов для морских мин.
  • Завод «Поршень» из Харькова. Разместился на территории Сибзавода и ежемесячно выдавал 120–130 тысяч мин и снарядов, в том числе для «Катюш».

Томск

Постановление ГКО СССР № 535 сс о размещении второй очереди 1 государственного подшипникового завода им. Кагановича в г. Томске, с приложением записки Шверника Н. М. Молотову В. М. от 21 августа 1941 г.
https://cud.prlib.ru/item/1338735

в Томск было эвакуировано множество заводов и фабрик из западных регионов СССР.

  • Московский шарикоподшипниковый завод (ГПЗ-1): Эвакуирован в Томск вместе с оборудованием и персоналом.
  • Московский завод "Манометр": Эвакуирован и объединен с ленинградскими заводами ЛенГЗИП, ОМЗ №5 и "Молодой ударник", образовав Томский завод "Манометр".
  • Московский завод "Красный Богатырь": Эвакуирован и размещен в Томске.
  • Ленинградский завод "Электросила": Часть оборудования и специалистов эвакуированы в Томск, где стали основой для завода "Сибэлектромотор".
  • Ленинградский государственный завод измерительных приборов (ЛенГЗИП): Эвакуирован и объединен с другими заводами для создания Томского завода "Манометр".
  • Завод № 353 им. Дзержинского (Изюмский): Эвакуирован в Томск.
  • Ярославский электромеханический завод: Часть оборудования и специалистов вошла в состав завода "Сибэлектромотор".
  • Фабрика боеприпасов (Харьков): Эвакуирована в Томск.

Эти и другие предприятия, прибывшие в Томск, сыграли важную роль в укреплении оборонной мощи страны и приближении победы.

И другие промышленные центры страны.

В годы Великой Отечественной войны в г. Ханты-Мансийск (в то время поселок) заводы не эвакуировались

Однако в городе работали предприятия, которые изготавливали продукцию для фронта.

Ханты-Мансийский леспромхоз в годы Великой Отечественной войны внес вклад в тыловую поддержку фронта.
https://xn----dtbdzdfqbczhet1kob.xn--p1ai/2024/11/24/chtoby-pomnili-orde...

Деятельность предприятия
В условиях войны основное направление работы леспромхоза – заготовка и переработка древесины. Большая часть сырья шла на нужды фронта и оборонной промышленности.

Некоторые особенности работы:
На лесопунктах организовали фронтовые бригады, которые перевыполняли месячные планы на 200–300 %.
Работники трудились под лозунгом «Не уходи из леса, не выполнив нормы!».

Выписка из приказа по Народному Комиссариату лесной промышленности СССР
КУ «Государственный архив Югры». Ф. 194. Оп. 1. Д. 80. Л. 34.
Ответная телеграмма предрайкома Союза Лесосплава
КУ «Государственный архив Югры» Ф. 194. Оп. 1. Д. 77. Л. 21.

Весомый вклад внес и Ханты-Мансийский леспромхоз. Здесь заготавливалась специальная древесина для производства авиафанеры, приклады для винтовок, лыжи, ящики для патронов. В годы войны в поселке Ханты-Мансийске были построены спичечная фабрика и валяльная мастерская. Из местных дикоросов изготавливалось множество экстрактов, которые использовались в медицинских целях. На лесопунктах были организованы фронтовые бригады. Бригады перевыполняли месячные планы на 200-300%, а само предприятие занимало первое место среди лесозаготовительных предприятий СССР.

Также возросли добыча живицы, скипидара, дёгтя, изготовление хвойной настойки, сбор лесных ягод и лекарственных растений.

Награды и достижения

Переходящее знамя за высокие показатели в социалистическом соревновании.
Хранится в Музее природы и человека. г. Ханты-Мансийск. Из сети интернет.

Пять лет подряд леспромхоз был победителем всесоюзного соревнования «Больше леса – Родине!».
В апреле 1945 года предприятие получило на вечное хранение Красное знамя Государственного комитета обороны за высокие трудовые успехи.

Постановление Митинга рабочих Мех-мастерской ЛПХ. КУ «Государственный архив Югры». Ф. 194. Оп. 1. Д. 77. Л. 30.

В годы Великой Отечественной войны Ханты-Мансийский рыбокомбинат (Самаровский рыбоконсервный комбинат) был крупнейшим поставщиком рыбных консервов на фронт.

Цеха Рыбокомбината. г. Ханты-Мансийск. КУ «Государственный архив Югры». Ф. 60. Оп. 4. Д. 38.Л.25 об

Комбинат создан в 1929 году в п. Самарово (ныне г. Ханты-Мансийск). В 1935–1939 годах на предприятии установили оборудование для конвейерного производства консервов. Во время войны комбинат входил в состав Ханты-Мансийского рыбтреста, который руководил рыбной промышленностью округа. Поставщиками сырья для комбината были колхозы Самаровского района и ближайшие рыбозаводы.

Работники рыбокомбината трудились по 16–18 часов без выходных. Труд усложнялся слабой технической оснащенностью, ежегодными подтоплениями зданий у береговой линии, отсутствием механизации процессов (водоснабжение, выгрузка рыбы, заготовка леса и даже подъем тысячетонных барж производились вручную).

«Остяко-Вогульская правда», 2.8.1940

При этом коллектив комбината был настроен на выполнение и перевыполнение плана по выпуску продукции – «Все для фронта, все для Победы!». Рыбокомбинат поставлял на фронт консервы, соленую, вяленую и копченую рыбу, рыбную муку и крупу, технический жир и клей.

За годы войны коллективом комбината добыто 172 тысячи центнеров рыбы, выработано 28,8 миллиона банок консервов.
Рабочие предприятий трудились в три смены, перевыполняли план на 200–300 %. За четыре военных года в округе выловили 1 млн 120 тысяч центнеров рыбы, что составило 45 % всей рыбной продукции, отправлявшейся на фронт.

Охотничий промысел

Список охотников, выполнивших план на 160%. КУ «Государственный архив Югры». Ф. 200. Оп. 1. Д. 79. Л. 1.

В годы войны руководство страны придавало большое значение охотничьему промыслу, в особенности добычи пушнины. «Мягкое  золото» из Сибири шло на оплату поставок по ленд-лизу. Шкурки соболей, белок, песцов и лисиц шли на обмен на танки и самолеты. Всего за 4 года войны жителями нашего округа было поставлено пушнины на более 19 млн. рублей. Ханты-Мансийская окружная контора Заготживсырье неоднократно выходила победителем в соревновании с присуждением денежных премий ее работникам, а также получала «переходящее Красное Знамя областной конторы и обкома союза кожевников» и прочно его удерживала.

«Первенство за самаровскими пушняками». Газета «Сталинская трибуна» от 25 июня 1944 года.
КУ «Государственный архив Югры». Ф. 32. Оп.1. Д. 61. Л. 60 об.

Эвакуация детских домов в Ханты-Мансийский национальный округ

Статья из газеты «Сталинская трибуна» от 23 августа 1942 года №199
КУ «Государственный архив Югры» Ф. 32. Оп. 1 Д. 48 Л. 33
Статья из газеты «Сталинская трибуна» от 23 августа 1942 года №199
КУ «Государственный архив Югры» Ф. 32. Оп. 1. Д. 48 Л. 33

Среди тех, кто был спасен от голодной смерти или артобстрелов – почти тысяча ленинградских детей, эвакуированных в Ханты-Мансийский национальный округ из взятого в кольцо блокады города летом 1942 года.

Всего на берега Оби, Иртыша и Конды в Западную Сибирь отправлено 10 детских домов Ленинграда и Ленинградской области, которые разместили в Самаровском, Сургутском, Кондинском и Микояновском районах. До Омска детей везли по железной дороге, а дальше на пароходах – до поселков, расположенных на Оби. По данным Государственного архива Югры, в августе-октябре 1942 года на судах «Храбрый», «Коммунист», «Москва» Нижне-Иртышского пароходства в национальный округ привезли 944 человека: 782 школьника и 162 дошкольника.

Тогда окружные исполкомы райсоветов в срочном порядке подыскивали пригодные для размещения ребят здания, подготавливали оборудование, искали персонал, заготавливали дрова, продукты, белье, одежду. В помещениях отсутствовало электричество, топить помещения было нечем – дрова были сырые. В некоторых детдомах ребятишки спали на матрацах, набитых соломой, укрывались ими же. Среди жителей региона проводили разъяснительные беседы об усыновлении детей.

В 1945 году тех, кому исполнилось 14 лет, отправили обратно в Ленинград для учебы в фабрично-заводских училищах и на восстановление города. Остальных перевели в детские дома на юг Тюменской области. Но сами учреждения не ликвидировали: они просуществовали до начала 1950-х годов, их пополнили дети Югры, у которых на войне погибли родители, а родных не было.

https://admhmansy.ru

Ханты-Мансийский национальный округ оказал значительную поддержку фронту в годы войны. За этот огромный труд, который приблизил победу, 11 сентября 2023 года, президент нашей страны Владимир Путин присвоил городу Ханты-Мансийску почетное звание «Город трудовой доблести».

Эвакуация промышленности и людей в годы Великой Отечественной войны оказалась ключевым фактором, определившим исход противостояния между Советским Союзом и нацистской Германией. Помимо сохранения производственной базы, важное значение имело спасение человеческих жизней, особенно детей, оказавшихся в зоне боевых действий.

Особое внимание заслуживает ситуация в Ханты-Мансийском национальном округе, где, несмотря на отсутствие крупных эвакуированных предприятий, местный труд и инициатива внесли существенный вклад в обеспечение нужд фронта. Работа леспромхоза и рыбокомбината в тяжелых условиях военного времени доказала, что совместные усилия способны преодолеть любые препятствия.

Кроме того, именно сюда, в Ханты-Мансийск, прибыли сотни ленинградских детей, спасаясь от голода и бомбардировок. Их прибытие потребовало быстрой адаптации и создания условий для нормальной жизни, что свидетельствует о готовности народа оказать помощь нуждающимся.

Таким образом, Великая Отечественная война не только выявила экономический потенциал страны, но и подчеркнула человеческие качества советского народа, объединенного общей целью – защитой Отечества.